Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 гг предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование условий и порядка предоставления услуг в сфере медико-социальной экспертизы и реабилитации с целью интеграции инвалидов с обществом.

Нормативные правовые и методические документы

Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации». Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников.

В законе «Об образовании» вводится следующее определение: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Восемь основных принципов инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек способен чувствовать и думать.
  •  Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  •  Все люди нуждаются друг в друге.
  •  Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  •  Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  •  Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  •  Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
 

На протяжении многих лет педагогический коллектив нашего ДОУ имеет опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В детском саду функционируют 14 групп: 2 группы комбинированной направленности, для детей с тяжелыми нарушениями речи. Среди детей, посещающих как коррекционные, так и общеразвивающие группы нашего ДОУ, встречаются воспитанники, имеющие особые образовательные потребности.

 

Модель образовательного пространства Учреждения:

Базовые компоненты Объекты
Учебно-методический комплекс
  • кабинет заведующего;
  • кабинет старшего воспитателя;
  • кабинет социального педагога;
  • кабинет специалистов (музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре);
  • кабинет учителя логопеда;
  • кабинет педагога-психолога;
  • музыкальный зал;
  • физкультурный зал;
  • бассейн
Комплекс обеспечения жизнедеятельности ДОУ
  • кабинет заведующей хозяйством;
  • пищеблок (горячий цех; заготовочный цех; овощной цех; моечная столовой посуды; склад для сыпучих продуктов; склад овощной);
  • электрощитовая;
  • прачечная (постирочная, гладильная);
  • подсобные помещения
Оздоровительный профилактический комплекс
  • медицинский блок (кабинет старшей медсестры; изолятор; процедурный кабинет);
  • физкультурный зал;
  • физкультурно-оздоровительные центры в группах;
  • участки для прогулок групп;
  • физкультурная площадка на территории Учреждения;
  • тропа здоровья на территории Учреждения;
  • бассейн

 

Территория ДОУ полностью освещена. Здание состоит из двух этажей, четыре корпуса и бассейн. Имеет центральное отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализацию, хорошо оборудованные групповые комнаты. Участок детского сада озеленен, оснащен верандами, имеет спортивную площадку. Проектная мощность – 14 групп (295 ребёнка). В настоящее время функционирует 13 групп, численность детей - 264 ребёнка. Одна группа перепланирована в физкультурный зал.Материально-технические условия, созданные в детском саду, соответствуют современным требованиям.

Справка о материально-техническом обеспечении и оснащённости образовательного процесса МБДОУ детский сад № 7

Помещения для организации воспитательно – образовательного процесса

оборудование Наименование Количество
ТСО    1.Музыкальный центр
 2.Телевизор
 3.Магнитофон
 4.Синтезатор
 5.Мини система DVD 
 6. Усилитель, колонки, микрофон
5. Проектор
6. Экран
3
1
5
1
1 комплект
 
1 комплект
1
1
 

 

Компьютер   3
Ноутбук   4
Мультимедийная
система
Диапроектор
Магнитно-меловая доска
Экран
2
15
1
  Выход в Интернет подключен 

 

В ДОУ уделяется большое значение обеспечению безопасности пребывания детей. Подключена АПС (автоматическая пожарная сигнализация) на пульт единой диспетчерской, помещение снабжено средствами службы пожаротушения, имеются схемы плана эвакуации детей и  взрослых, регулярно проводится инструктаж со всем коллективом на случай возникновения пожара.

Территория детского сада имеет ограничения по всему периметру. Спортивное оборудование на игровых  площадках установлено специалистами.

В групповых комнатах все секции отопления закрыты ограничивающими доступ щитами. Детская мебель сертифицирована, изготовлена из  безопасных материалов.

Санитарно-гигиенические условия содержания детей в  ДОУ соответствуют требованиям СанПиН. Игровое и физкультурное  оборудование, игрушки, средства ТСО соответствуют требованиям государственного стандарта по  дошкольному образованию.

На территории детского сада  для каждой возрастной группы отведена отдельная игровая площадка с верандой.

Имеется спортивная площадка, цветники.

Сведения о состоянии материально-технической базы ДОУ

№ п/п Наименование %
обеспеченности
1 Оборудование и сантехника 90
2 Жесткий инвентарь 80
3 Мягкий инвентарь 80
4 Состояние здания 80
5 Состояние участка 80
6 Состояние внутреннего помещения 90

 

Из таблицы видно, что детский сад оборудован для полного функционирования. Большая часть МТБ образовательного учреждения требует постоянного косметического ремонта и обновления.

Сведения о состоянии учебно-методической базы ДОУ

 № п/п Наименование %
обеспеченности
1 Игрушки 90
2 Музыкальные инструменты 90
3 Предметы декоративно-прикладного искусства 80
4 Картины, репродукции 90
5 Наглядные пособия (коллекции, чучела, муляжи…) 90
6 Технические средства обучения 90
7 Детская литература 90
8 Методическая литература 80

 

Учебно-методическими пособиями детский сад укомплектован . Задача оснащения предметно-развивающей среды остается одной из главных.

Организация доступности объекта для инвалидов – форма обслуживания*

№№

п/п

 

Категория инвалидов

(вид нарушения)

Вариант организации доступности объекта

(формы обслуживания)*

1.

Все категории инвалидов и МГН

 

 

 

в том числе инвалиды:

 

2

передвигающиеся на креслах-колясках

«ВНД»

3

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

«ДУ»,

4

с нарушениями зрения

«ДУ»,

5

с нарушениями слуха

«ДУ»,

6

с нарушениями умственного развития

«А»,

* - указывается один из вариантов: «А», «Б», «ДУ», «ВНД»

Наличие оборудованных учебных кабинетов, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 В МБДОУ детский сад № 7 пгт.Никеля созданы условия доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • дошкольное учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность. С детьми занимаются учитель-дефектолог, учителя-логопеды, педагог-психолог.

 

 Работа всего персонала направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата.

  •  в групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам;
  • соблюдаются специальные требования к дидактическому и стимульному материалу;
  • функционирует ПМПк, что   обеспечивает психолого – педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.

        

Для организации занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, детьми-инвалидами имеются оборудованные кабинеты:

Помещение

Назначение

Оснащение

Кабинет учителя-дефектолога

Диагностика.
Развитие познавательной деятельности  и психических процессов.
Консультирование родителей и
педагогов

Методическая литература.
Пособия, наглядный материал, игры по развитию психических процессов, пространственной ориентировки, социально-бытовой ориентировки, развития мелкой моторики.

Кабинет педагога-психолога

Коррекция психических процессов, эмоционально-волевой сферы.Релаксация, снятие эмоционального и мышечного напряжения у ребенка. Консультирование родителей и педагогов.

Методическая литература.
Пособия, наглядный материал по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы.
Диагностические материалы для проведения диагностики.

Кабинеты

учителей-логопедов

Коррекция речевых нарушений детей.
Консультирование родителей и педагогов

Методическая литература.

Зеркала с подсветкой.
Диагностические материалы.
Пособия по лексическим темам, по коррекции звукопроизношения,
игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, для развития моторной сферы.

Коррекционные уголки в группах Развитие речи, зрительного восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки

Коррекционные пособия
- по лексическим темам,

-по коррекции звукопроизношения

-по развитию мелкой моторики

-развитию зрительно-моторной координации
-развития зрительного восприятия
-пространственной ориентировки.
Групповые помещения Проведение коррекционно-педагогической работы

В каждом групповом помещении в соответствии с возрастом детей оформлены:

- уголок экспериментирования
- уголок художественной литературы -уголок художественно-творческой деятельности
-уголок театрализованной деятельности
-уголок природы

- уголок конструирования

-игровые уголки для самостоятельной деятельности детей и др. 
Музыкальный зал 

Коррекция эмоциональной сферы, развитие координации движений, ориентировки в пространстве

Фортепиано.

Музыкальные центры.
Музыкальные инструменты.
Магнитофоны.
Мультимедийный проектор. Экран.
Пособия для развития музыкальных способностей детей.
Физкультурный зал  Стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности детей.  Развитие координации движений, профилактика нарушений осанки, развитие двигательной сферы, ориентировки в пространстве Мячи. Велотренажеры. Сухой бассейн. Мягкие модули. Баскетбольное кольцо. Шведская стенка. Маты. Постоянно обновляемое и пополняемое физкультурное оборудование для развития двигательных способностей детей.
Библиотека

Библиотека в детском саду располагается в методическом кабинете.

Произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ. Кроме того, в этот раздел входят:

- сборники сказок,

- малых фольклорных форм,

- познавательной литературы,

- произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.

Наличие средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

При организации образовательной и игровой деятельности для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование:

 

1.  Сухой бассейн, шарики для сухого бассейна

2. Мультимедийный проектор с экраном

3. Мягкий модульный сенсорный конструктор

4. Дорожки массажные

5. Мольберт прозрачный

6. Музыкальный центр

Предметная среда всех помещений нашего ДОУ оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции воспитанников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями развития — сложная задача, требующая при влечения различных специалистов. Наличие в нашем детском саду многопрофильных специалистов (учителей-логопедов, учителя-дефектолога, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, музыкального руководителя) способствует повышению эффективности коррекционной работы.

Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогами самостоятельно и зависит от контингента воспитанников. Педагогический коллектив нашего ДОУ умело соединяет основную образовательную программу и коррекционно-развивающие адаптированные программы, разработанные для воспитанников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Обеспечение доступа в здание МБДОУ №7 п.Никель инвалидов и лиц с ограниченными возможностями подтверждено паспортом доступности.

Состояние доступности основных структурно-функциональных зон

 

№№

п \п

Основные структурно-функциональные зоны

Состояние доступности, в том числе для основных категорий инвалидов**

1

Территория, прилегающая к зданию (участок)

ДЧ-И, инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата; нарушениями зрения, нарушениями слуха, нарушениями умственного развития

2

Вход (входы) в здание

ДЧ-И, инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата; нарушениями зрения, нарушениями слуха, нарушениями умственного развития

3

Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации)

ДЧ-И, инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата; нарушениями зрения, нарушениями слуха, нарушениями умственного развития

4

Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)

ДЧ-И, инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата; нарушениями зрения, нарушениями

 слуха, нарушениями умственного развития

5

Санитарно-гигиенические помещения

ДЧ-И, инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата; нарушениями зрения, нарушениями слуха, нарушениями умственного развития

6

Система информации и связи (на всех зонах)

 

7

Пути движения к объекту (от остановки транспорта)

ДП-В

** Указывается:ДП-В - доступно полностью всем;ДП-И (К, О, С, Г, У) – доступно полностью избирательно (указать категории инвалидов); ДЧ-В - доступно частично всем; ДЧ-И (К, О, С, Г, У) – доступно частично избирательно (указать категории инвалидов);ДУ - доступно условно, ВНД–временно недоступно

На входных воротах на территорию учреждения размещены таблички, где указаны номера телефонов и информация о возможности вызова администрации для встречи и оказания помощи при входе в здание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.   Лестничные клетки оборудованы двойными поручнями (по росту детей)

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Отдельное меню для воспитанников инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ не предусмотрено. Питание детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ № 7 обеспечивается в соответствии с возрастом и временем пребывания, по нормам, установленным Минздравом РФ и соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13.

         В соответствии с требованиями СанПиН разработано примерное десятидневное меню, соблюдается оптимальное соотношение пищевых веществ. Меню составляется с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольном учреждении.                                                                                      Питание пятиразовое (введён второй завтрак включающий напиток или сок и (или) свежие фрукты).   

В примерном меню содержание белков обеспечивает 12-15% калорийности рациона, жиров – 30-32%, углеводов – 55-58%. При составлении меню учитывается распределение энергетической ценности (калорийности) суточного рациона по отдельным приемам пищи.

Рекомендуемое распределение калорийности между приемами пищи в % для детей с 12 часовым пребыванием:

    завтрак

 2 завтрак

     обед

    полдник

     ужин

    20 - 25%

5%

   30 - 35%

    10 - 15%

     20 - 25%

Завтрак состоит из горячего блюда (каша, запеканка, творожные и яичные блюда и др.), бутерброда и горячего напитка. Обед включает закуску (салат или порционные овощи), первое блюдо (суп), второе (блюдо из мяса, рыбы, птицы и гарнир), напиток (компот или кисель). Полдник включает напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями. Ужин включает рыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты, винегреты и горячие напитки (допустимо выдавать кисломолочные напитки). При отсутствии овощей и фруктов возможна их замена в меню на соки, быстрозамороженные овощи и фрукты.                              При приготовлении блюд соблюдаются щадящие технологии: варка, запекание, припускание, пассерование, тушение, приготовление на пару, не применяется жарка.        

Организация питания воспитанников в группах компенсирующей направленности осуществляется воспитателями групп и заключается в создании безопасных условий при подготовке к приему пищи и во время приема пищи; в воспитании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи воспитанниками. Получение пищи на группы осуществляется помощником воспитателя строго по графику, утвержденному заведующим и только после проведения приемочного контроля бракеражной комиссией. 

Строго соблюдается питьевой режим.  Готовая пища детям выдается только после снятия пробы медицинским работником с соответствующей записью в журнале результатов оценки готовых блюд. Организация питания в детском саду находится под постоянным контролем администрации учреждения. Меню детского сада ежедневно размещается на стенде учреждения, так же ежедневно информация о питании воспитанников размещается в групповых информационных уголках для родителей.

Качество и организация питания соответствует требованиям санитарного законодательства (СанПиН 2.4.1.3049 – 13). Контроль за организацией питания в учреждении осуществляется комиссией, утверждённой приказом заведующего.